Значение имени у древних славян
Выбираем имя
Выбираем имя
Июль 23, 2017
Опасность карт Таро
Июль 23, 2017

Значение имени у древних славян

Имя

Славяне, как и многие другие народы, полагали, что судьбу человека определяет имя, оно является ключом к его внутреннему я. Вероятно, отражением былых представлений о тайном имени, которое нужно оберегать от злых духов и недобрых людей, и имени, известном всем, является долгое существование у славян двух имен. С принятием христианства функцию тайного имени, «истинного», «настоящего» выполняет имя каноническое, закрепленное традициями христианской религии. К числу канонических относятся имена, взятые из церковного календаря, где имена канонизированных святых перечислены по месяцам и дням их памяти (так называемые календарные, или агиографические имена). На ранних стадиях развития феодального общества каноническими были крестные (крестильные, церковные), монашеские (иноческие) и схимнические имена.

Крестное имя

Крестное имя

Крестное имя давалось человеку при крещении и выбиралось обычно в соответствии с именем святого или великомученика, память которого праздновалась в день рождения или крещения человека. Крестильное имя в ранних источниках (вплоть до второй половины XV века) упоминается редко, обычно лишь в сообщениях о смерти человека или в текстах, написанных после его кончины. В подавляющем большинстве случаев крестильное имя по прямым или косвенным сведениям удается установить только для князей, бояр и членов их семей. Так, в княжеской среде существовал обычай сооружать церкви и монастыри во имя своих святых покровителей, поэтому иногда крестильное имя князя можно установить, основываясь на строительстве церкви или монастыря.

Например, в «Повести временных лет» под 882 годом сообщается о сооружении на могиле Аскольда церкви св. Николы, из чего можно сделать вывод, что Аскольд был христианином и носил крестильное имя Николай. Ярославу Мудрому приписывается основание Юрьева, или Георгиевского, монастыря недалеко от Новгорода, следовательно, можно предположить, что князь носил имя Георгий. Но основная масса населения того времени — крестьяне, ремесленники, торговцы – известна под неканоническими, языческими именами. По данным «Тшебницкого привилея» (Przywilej trzebnicki), в котором представлено 231 личное имя,  в XII – XIII веках христианские имена (Jan, Paweł, Stefan) в Польше употреблялись относительно редко. Преобладали же имена славянского происхождения – Chociemir, Przybyrad, Chwalęta и подобные (17). Эта же тенденция прослеживается и в других славянских государствах.

 

Монашеское имя

Монашеское имя было вторым каноническим именем, его человек получал при постриге в монахи, заменяя имя мирское. Обычно постригаемый получал имя святого, память которого отмечалась в день пострижения, или календарное имя, которое начиналось на ту же букву, что и его мирское имя. Так, Новгородская I летопись упоминает боярина Прокшу Малышевица, принявшего при пострижении имя Порфирий, инока Варлаама, в миру боярина Вячеслава Прокшинича, новгородца Михалко, который постригся под именем Митрофана, и др.

 

Схимническое имя давалось монаху при “третьем крещении” (принятии большой схимы (18)) вместо монашеского имени.

 

Мирское имя

 

Неканоническое (мирское) имя не было связано с религиозными традициями. Оно, как правило, выполняло функцию основного имени, поскольку было более известным и употребительным, чем крестное имя. Мирское имя имело «внутренний» смысл и должно было наделить своего носителя какими-то полезными в жизни качествами. Среди славянских имен можно выделить несколько групп:

  1. Имена, отражающие животный или растительный мир (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ);
  2. Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк);
  3. Имена языческих богов и богинь (Лада, Ярило);
  4. Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян);
  5. И основная группа имен – двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велемудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка).

При создании производного имени у двухосновного слова отсекается вторая часть и прибавляется уменьшительный суффикс и окончание (-ло,      -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка), если имя имеет одну основу, суффикс прибавляется к ней: Святослав: Свято+ша=Святоша; Ярило: Ярил+ка.

 

Христианские имена

Позднее в том же качестве, наряду с языческими, начинают употребляться христианские имена, обычно в их народной форме. Например: Микола и Микула вместо канонической формы Николай, Микита вместо Никита, Гюрги вместо Георгий, Нефед вместо Мефодий, Федосья вместо Феодосия, Офимия вместо Евфимия, Овдокия или Авдотья вместо Евдокия и т.п. Канонические имена постепенно вытесняют в быту имена неканонические сначала в княжеской и боярской среде, а затем и в среде ремесленников и крестьян. В то же время целый ряд неканонических имен светских и религиозных деятелей средневековья, канонизированных церковью, перешел в разряд имен календарных (Глеб, Борис, Владимир, Ольга и др.).

 

Аристократы

Прозвища

Прозвища, в отличие от имен, отражают не желательные, а реальные свойства и качества, территориальное или этническое происхождение, место проживания их носителей и др. Прозвища даются людям в разные периоды их жизни. Иногда их достаточно трудно отличить от языческих имен. Даже у дворян XVI века встречаются имена-прозвища: Козарин, Чудин, Русин, Черемисин, Кобыла, Шевляга (кляча), Кошка, Зверь, Дятел, Трава, Осока, Редька, Жито, Капуста, Лопата, Невежа, Неустрой, Нехороший, Злоба, Незван, Нелюб, Тать и подобные. Многие из прозвищных имен существовали в отдельных семьях на протяжении нескольких поколений, подчеркивая принадлежность человека к данному роду. В официальных документах прозвища использовались наряду с неканоническими именами.

Уточняющей частью имени славянина является отчество (патронимическое прозвище), которое прямо указывает на происхождение и родственные связи данного лица. В старину отчество косвенно указывало и на социальную принадлежность человека, так как считалось почетным наименованием. Представители высшей феодальной аристократии именовались так называемым полным отчеством, оканчивающимся на -вич, средние сословия пользовались менее почетными формами патронимических прозвищ — полуотчествами, оканчивающимися на -ов, -ев, -ин, а низшие вообще обходились без отчеств.

 

Фамилии

Фамилии, или наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определенной семье, появились у славян довольно поздно. Первые славянские фамилии известны с XV-XVI веков, у крестьян они начинают появляться только в XVIII – XIX веках (19). Именование человека с отцовским прозвищем в качестве родового считалось вполне достаточным, а потому так называемые дедичества (личные прозвища, образованные от имени деда) употреблялись исключительно редко. С развитием частного землевладения потребовалось родословие, фиксировавшееся в родовых прозвищах, общих для всех членов семьи.

 

Источник: adonay-forum.com

comments powered by HyperComments
x